«Сны на 2 действия», именно так определен жанр спектакля, в течение весны-лета 2024 года создали в Харьковском академическом театре имени Тараса Шевченко «Березиль», и впервые покажут 11 ноября на большой сцене Киевского национального театра имени Ивана Франко. Спектакль режиссера Александра Ковшуна, поставленный по мотивам личных дневников Тараса Шевченко, органично сочетает историю и современность, жизненные события и театральную игру, гениальную лирику и черный юмор, сложную авангардную музыку и эстрадные песни-оммажи на стихи Кобзаря в исполнении EL Kravchuk. Известный певец также является исполнителем одной из ролей, а вместе с академиком-физиком Борисом Гриневым – соавтором идеи всего проекта.
Харьковский театр имени Тараса Шевченко более ста лет назад был основан под названием «Березиль» реформатором и авангардистом, выдающимся украинским режиссером Лесем Курбасом, так что смелый сценический эксперимент можно считать генетическим кодом этой труппы. Спектакль «Шевченко 2.0» – это пространство, в котором поэт встречается с Мифом о самом себе, спорит с ним и доказывает, что он... и пророк, и щеголь, и гений, и любовник – живой человек, а не тот застывший «старикан с усами», образ которого нам так долго навязывали.
«Для меня работа над пьесой стала личным открытием фигуры Тараса Шевченко. Я восхитился им и как художником, и как человеком, и постарался через текст поделиться этим своим эмоциональным впечатлением. Мне хотелось, чтобы зрители увидели поэта как абсолютно современную, созвучную нашему времени личность, потому что на самом деле он таким и является. Хотелось сделать видимыми некоторые стереотипы нашего восприятия, чтобы избавиться от них и открыться для нового взгляда. Поэтому в произведении много вопросов и мало ответов: надеюсь, что у каждого зрителя будет своя, личная, ответ», – говорит драматург Дмитрий Терновой.
Хотя пьеса опирается на документальный материал – дневники поэта – она написана как фантасмагория, и в сценическом воплощении такой подход подхватывается и развивается. «Шевченко 2.0» – это зрелищное и динамичное действие: с видеопроекциями, масштабными декорациями и стильными костюмами от знаменитого украинского дизайнера Константина Пономарева. По этому поводу режиссер спектакля Александр Ковшун отмечает: «В то время, как война погружает нас в сплошной мрак, я просто беру доступный инструмент (в моем случае это театральное искусство) и на каком-то инстинктивном уровне пытаюсь осветить эту темноту, выхватить моменты жизни. А жизнь разная, в ней есть место и радости, и любви, и стебу, и фантазиям. Поэтому даже о такой серьезной и значимой фигуре, как Тарас Шевченко, у меня получился спектакль-шоу».
О мраке, в который погружает большая война, харьковчане, к сожалению, знают очень хорошо. Но идея проекта «Шевченко 2.0» возникла до того, как все мы приобрели эти страшные знания – в начале 2022 года, когда в театр с творческим предложением пришли академик Борис Гринев и певец EL Kravchuk.
«Вообще, в театр меня более 20 лет назад привел известный режиссер Андрей Жолдак: познакомил с историей «Березиля» и Лесем Курбасом, пригласил на главную роль в свой знаковый спектакль «Гамлет. Сны». В 2021 году я вернулся на сцену Харьковского театра имени Тараса Шевченко с сольными концертами. Тогда и появилось желание снова «войти в эти двери», но уже не для того, чтобы учиться чему-то, а чтобы быть полезным театру. В начале работы над оммажами с Борисом Гриневым мы немного волновались, ведь хотелось не разрушить гениальные стихи Шевченко, а лишь «смахнуть пыль» с его творчества и сделать «мост» между прошлым и настоящим. Надеюсь, нам это удалось», – комментирует EL Kravchuk.
А потом было полномасштабное вторжение, налаживание работы в реалиях прифронтового города, грант на изготовление компонентов спектакля и, наконец, репетиционный процесс. Он пришелся на очень трудную весну и начало лета этого года: вражеские обстрелы харьковской энергосистемы и, как следствие, перебои с теплоснабжением и электроснабжением, начало повторного наступления на область, систематические атаки города ракетами и авиабомбами. Поэтому работа над спектаклем стала для труппы «Березиля» сакральным актом «противостояния злу искусством».
Харьков по-прежнему остается единственным городом Украины, где из-за повышенного уровня опасности театрам запрещено играть в собственных помещениях. Поэтому Киевский национальный театр имени Ивана Франко проявил настоящую «цеховую» солидарность, предоставив этому спектаклю большую сцену для премьерного показа 11 ноября.